Дзень роднай мовы адзначаюць ва ўсім свеце 21 лютага
У розных краінах свету 21 лютага адзначаецца Дзень роднай мовы, які садзейнічае моўнай і культурнай разнастайнасці. Рашэнне наконт яго ўсталявання было прынята ў лістападзе 1999 г. на 30-й сесіі Генеральнай канферэнцыі ЮНЕСКА
Дата звязана з падзеяй, якая адбылася 21 лютага 1952 г. ў Даке (зараз — сталіца Бангладэш). У гэты дзень загінулі пяць студэнтаў, якія абаранялі сваю родную мову — бенгальскую. Яны выступалі за тое, каб яе зрабілі дзяржаўнай у тагачасным Пакістане, на ўсходняй частцы якога пазней з’явілася незалежная дзяржава Бангладэш.
У Беларусі Дзень роднай мовы пачалі адзначаць з 2009 г., з таго часу арганізуюцца розныя тэматычныя мерапрыемствы. Як сведчаць вынікі перапісу насельніцтва, якi прайшоў у 2019 г., беларускую мову лічаць роднай больш за 5 млн жыхароў нашай краіны. Яшчэ адна дзяржаўная мова — руская. Падчас перапісу яна была адзначана як родная амаль 4 млн жыхароў рэспублікі.
Истоник: агенцтва «Мінск-Навіны»
Фото: Телеканал Беларусь 24
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ НОШЕНИЯ НАГРУДНЫЕ ЗНАКИ ВЫДАДУТ ГОССЛУЖАЩИМ БЕЛАРУСИ
Президент Беларуси Александр Лукашенко учредил нагрудный знак государственного гражданского служащего. Соответствующий указ появился на Национальном правовом интернет-портале
Как говорится в документе, нагрудный знак должен повысить престиж госслужбы и сохранять ее исторические традиции.
Выдавать его будут в торжественной обстановке всем гражданским служащим под роспись в течение недели после назначения на должность. Носить значок надо будет на одежде официального стиля на левой стороне груди – у сердца. Значок должен находиться на одежде при исполнении владельцем своих полномочий в течение всего срока пребывания на службе, даже если человека за это время перевели на другую службу или в другой орган.
Владелец должен заботиться о сохранности значка. После ухода с должности бывший госслужащий забирает его себе, если это только не увольнение по дискредитирующим обстоятельствам. В таком случае значок придется сдать.
Выпуск нагрудных значков будут финансировать в рамках средств, предусмотренных в республиканском или местных бюджетах на содержание соответствующих госорганов и организаций.
Напомним, в прошлом году некоторым госслужащим разрешили оставаться на должности и после достижения 65-летнего возраста.
Источник: 1prof.by
Подготовил Никита ГРЕБЕННИКОВ
Я пишу резюме
Наниматель ищет специалиста. Помимо образования и стажа, его интересует, какие конкретные задачи вы умеете решать, а также чему научились на предыдущем месте работы. Как правильно описать свои профессиональные компетенции и сделать резюме «продающим», поговорили с HR-специалистом, ресечером Ольгой Петелич.
Одна из распространенных ошибок в резюме – человек не различает личные качества и профессиональные компетенции. И пишет избитое: ответственный, пунктуальный, умею находить общий язык с людьми. К сожалению, такой шаблонный подход демонстрирует нанимателю, что соискатель поленился адаптировать свое «профессиональное лицо» под указанную вакансию, а значит, не слишком и заинтересован в работе.
Многие навыки при правильной «упаковке» смогут выгодно выделить ваше резюме.
1. Управленческие компетенции.
Бытует мнение, что навыки руководителя необходимы только начальникам, а остальным ни к чему. Не верьте этому. Решительные, уверенные в себе, умеющие организовывать работу команды, убеждать в своей правоте и при необходимости признавать ошибки специалисты – клад для любой компании. Будет здорово, если вы приведете пример (руководил командой из 6 человек, организовал более 12 конференций).
2. Навыки эффективной коммуникации.
Умение вести переговоры – универсальный навык и понадобится во всех сферах жизни. Сотрудник, у которого хорошо подвешен язык, не только легче адаптируется, но и может помочь в решении задач компании: успокоить недовольного клиента, провести переговоры с заказчиками, организовать выставки и презентации. Если вы обладаете такими навыками, обязательно укажите это в резюме, добавив случаи из практики.
3. Способность обучать других.
В резюме часто можно наткнуться на классическое – «легко обучаем». Так можно сказать обо всех. Откажитесь от этого лишнего пункта, заменив его на навык, приносящий пользу организации, – «легко обучаю других». Такая формулировка вашей компетенции не только продемонстрирует ваш профессионализм и лидерство, но и прицел на командную работу. Каждая организация тратит много временных и финансовых ресурсов на адаптацию и обучение персонала, порой привлекая сторонних коучей. Данный навык выделит вас среди других соискателей и повысит шансы на трудоустройство.
Советы соискателю:
- ♦ Научитесь отличать навыки от личных качеств. Например, «пунктуальность и коммуникабельность» – это субъективные качества, которые невозможно проверить, прочитав резюме. В то время как «наличие 8-летнего опыта в продажах, привлечение более 100 клиентов» – навык.
- ♦ Составляйте резюме для конкретной вакансии. Если наниматель акцентирует внимание на определенных навыках, то для компании важно найти соответствующего сотрудника. Не игнорируйте это условие.
- ♦ Умейте обосновать каждый навык. (Например, не просто «умею работать в режиме многозадачности», а «на протяжении месяца занимался 6 проектами. За это время получены такие-то результаты».) Помните, работодатель хочет видеть, какие проблемы были решены благодаря навыку, какие цели достигнуты.
- ♦ Совмещайте навыки с достижениями. Например, вместо «умею проводить переговоры» напишите «провел(а) 15 встреч, 12 из которых завершились подписанием договора».
- ♦ Не пишите больше 3–4 навыков, сосредоточьтесь на ключевых, которые действительно являются вашими сильными сторонами.
4. Технические и технологические навыки.
Для поддержания конкурентоспособности компании вкладывают много ресурсов в обучение персонала. Изучите, какие навыки представляют наибольшую ценность в вашей отрасли, и обязательно включите их в резюме. Ни в коем случае не составляйте перечень своих технических способностей («умею работать с большим объемом информации» или «знаю много иностранных языков» и т.п.). Укажите список конкретных кейсов, подтверждающих ваши технические навыки, и сертификаты. Кстати, наличие последних свидетельствует о том, что вы стремитесь повысить свою ценность на рынке труда.
5. Умение быстро адаптироваться.
Перемены часто вызывают страх и настороженность. Но если вы способны быть гибким, умеете работать в режиме дедлайна, справляться с кризисными ситуациями, не стесняйтесь указать это в резюме.
Мнение эксперта
Анна СКРИННИК, психолог:
– Наибольшую востребованность на рынке труда имеют специалисты с так называемыми «soft skills» («мягкие навыки»). Они рассматриваются как навыки, приобретенные через дополнительное образование и свой личный жизненный опыт. Такие соискатели выигрывают в сравнении с теми, у кого сформированы лишь «hard skills» – узкопрофессиональные. Но именно «мягкие навыки» обеспечивают высокий уровень профессиональных достижений.
Характеристиками конкурентоспособности являются потребность быть успешным, уверенность в своих силах на основе осознания собственных способностей и умений, способность играть разные социальные роли.
Приобретают вес: конкурентоготовность – наличие мотивов, потребностей и мировоззренческих установок для участия в конкурентной борьбе, а также конкурентоустойчивость – готовность и способность к сохранению, укреплению и приращению своего социально-профессионального статуса в сообществе (это стрессоустойчивость, навыки разрешения конфликтов, принятия ответственности за свои решения).
Сегодня потенциальных сотрудников оценивают в том числе на возможность принимать самостоятельные решения в ситуациях недостатка времени, брать на себя ответственность, заводить и удерживать деловые контакты, эффективно взаимодействовать в команде, успешно доносить свои идеи, управлять собственными ресурсами (саморазвитие и рефлексия) и другое.
Конечно, не все перечисленные навыки могут принадлежать одному человеку. Важно выделить собственные навыки и донести их работодателю от первого лица: «умею…», «владею…», «знаю…», «управляю…», «адаптируюсь…».
Источник: Газета Беларуски Час
Ссылка: https://belchas.1prof.by/news/ya-pishu-rezyume/
Подготовила Ирина ВОЕВОДСКАЯ
Фото из открытых интернет-источников
Трудовые отношения
КАК ПОВЫСИТЬ ПРЕСТИЖ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ И ПРОЦЕНТ ЗАКРЕПЛЯЕМОСТИ МОЛОДЕЖИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
Эти и другие вопросы председатель Федерации профсоюзов Беларуси Михаил Орда обсудил с учащимися и педагогами Минского государственного механико-технологического колледжа.
В учебном заведении готовят рабочих с профессионально-техническим и специалистов со средним специальным образованием по 4 направлениям: для мясоперерабатывающей промышленности, предприятий общественного питания, индустрии микроклимата и холода, фармацевтической отрасли страны. На протяжении последних 5 лет колледж входит в тройку лидеров среди учебных заведений среднего специального образования г. Минска.
Как отметил Михаил Орда, рабочий с профессионально-техническим образованием сегодня – это уже далеко не тот специалист, который был 10 лет назад. Нужны знания и умения, соответствующие компетенции, поскольку к кадрам предъявляются высокие требования. Учебные заведения должны интересоваться развитием технологий и в связке с нанимателями решать вопрос подготовки востребованных на рынке труда специалистов.
С другой стороны, в вопросе обеспечения рынка труда необходимыми кадрами нужно непосредственное участие нанимателей.
– Важно, чтобы молодые специалисты оставались на первых рабочих местах. Чтобы ребятам было интересно не только получать знания в колледже, но и применять их на практике, повышать свой уровень квалификации или разряд, – убежден лидер национального профцентра.
По мнению главы ФПБ, престиж рабочей специальности складывается из многих факторов.
– Это понятие складывается из очень многих вещей. Не только от одного полученного образования, но и от того, в каких условиях и на каком оборудовании работает молодой человек после получения образования, какую заработную плату получает, есть ли у него возможности роста и повышения профессионального уровня, есть ли перспективы приобретения жилья. И здесь уже очень многое зависит именно от нанимателя, – подчеркнул Михаил Орда. – Молодые люди должны быть уверены, что полученное образование даст им возможность не просто жить, а жить хорошо и постоянно развиваться.
К слову, Федерация профсоюзов неоднократно обращала внимание на вопрос дефицита рабочих кадров, в частности, в промышленности. В прошлом году по инициативе национального профцентра совместно с объединением нанимателей и правительством был подготовлен и сейчас реализуется специальный план действий по решению этого вопроса. Он включает в себя многие направления – от совершенствования системы заказа кадров до решения вопроса обеспечения специалистов жильем.
Профсоюзы работают над тем, чтобы на каждом предприятии расширялся список социальных гарантий молодым специалистам. Как следствие, многие коллективные договора предприятий уже включают широкий спектр дополнительных бонусов: всевозможные доплаты и надбавки, обеспечение жильем, возможность повышать свой профессиональный уровень и т.д.
Подготовить конкурентоспособного на рынке труда работника – задача учебного заведения. И в Минском государственном механико-технологическом колледже знают «рецепт успеха».
В учреждении образования контактируют с заказчиками кадров и оперативно реагируют на происходящие в производстве и промышленности изменения, открывают новые специальности. Колледж сотрудничает с Минским мясокомбинатом, Белмедпрепаратами, Белорусской железной дорогой, ЗАО «Атлант», ГУ «Чижовка-Арена», Группой компаний «Санта», комбинатом школьного питания г. Минска и другими. По целевому заказу для нанимателей готовят порядка 10% от общего количества учащихся, но работой обеспечивают всех выпускников.
– Мы налаживаем контакты с потенциальными работодателями, проводим «круглые столы», – рассказала Светлана Андреева. – Заказчики кадров даже в разработке учебных планов принимают активное участие. Рассказывают о новых технологиях, модернизации оборудования, современных требованиях, которые предъявляются к молодым специалистам.
За период обучения молодые люди получают несколько квалификаций. В колледже их интегрируют: обучающиеся на повара могут стать и изготовителем мясных полуфабрикатов или обвальщиком мяса.
Такие подходы к организации учебного процесса помогают оперативно перестраиваться, чтобы готовить рабочих и специалистов по тем программам, которые сегодня актуальны для заказчиков кадров. Важен и практико-ориентированный подход в подготовке людей рабочих профессий, считает директор колледжа.
– Сначала направляем наших учащихся на практику в рамках производственного обучения, чтобы ребята познакомились со спецификой работы. Например, на предприятии «Белмедпрепаты» первые 2 практики учащиеся проходят в разных цехах, а уже предвыпускную практику проходят фактически на тех местах, куда в дальнейшем пойдут работать. Так ребятам проще влиться в коллектив и выполнять свои обязанности, – делится Светлана Андреева.
Что касается закрепляемости кадров, администрация колледжа в течение 2 лет после выпуска осуществляет патронаж бывших воспитанников. И здесь директор учебного заведения согласна с высказанным ранее мнением председателя ФПБ, что в этом вопросе все зависит от нанимателя.
По мнению директора колледжа, должна развиваться школа наставничества на предприятиях.
– Чтобы выпускник остался работать на том предприятии, куда был распределен, нужна школа наставничества. Важно, чтобы с первого дня работы молодого специалиста обучали и поддерживали старшие коллеги, делились с ним опытом, вводили поэтапно во все тонкости рабочего процесса, – подчеркнула директор колледжа.
В Минском государственном механико-технологическом колледже можно получить такие редкие в Беларуси специальности как «Техническая эксплуатация оборудования пищевых производств», «Производство медикаментов, витаминов и препаратов биосинтеза», «Низкотемпературная техника» (холодильное оборудование). Последнюю из них выбрал для обучения Дмитрий Шульга. Парень учится на втором курсе и заранее знает, где будет работать.
– Я выбрал новую и редкую специальность. Моя будущая работа довольно интересная. Нужно разбираться в электрике и монтаже. Я проходил практику на предприятии «ДювасХолодАвто» и готов здесь в дальнейшем работать, условия меня устраивают. Считаю, что практика – важный этап обучения, – поделился будущий техник-механик.
Источник: 1prof.by
Анжела ЛЮДЫНО
Фото Валерия КАРТУЛЯ